Предыдущая Следующая
И все же есть более глубокие причины, которые лежат в
основе этих особенностей, глубже, чем земное происхождение и воспитание, глубже
даже, чем сифилитические симптомы болезни(1), которые проявились в ранней фазе
жизни. ЕСЛИ бы характер Бетховена имел другие свойства, тогда он не смог бы
выполнить свою особую и определенную задачу, состоящую в том, чтобы представить
посредством звука каждую разновидность движения человеческой души(2). Также как
Бах стал великим, до сих пор непревзойденным полифонистом, так и Бетховен стал
значительнейшим музыкальным психологом. Для выполнения этой существенной
задачи, его жизненный путь был предопределен к страданиям и к борьбе с
многочисленными трудностями: трудности своего! характера, внешними
обстоятельствами и проблемами тела. Чтобы он мог, отразить в зашифрованном
языке музыки общую шкалу человеческих эмоций, он должен был если не все, то по меньшей мере большинство из них, сначала испытать сам,
остальное было достигнуто силой воображения. Но эта мощная
сила воображения ввергла, его организм в такую пучину противоречивых сил, что
его тело можно было сравнить о телом медиума, которое позволяет овладеть собой
любому духу. удивительно, что его сознание можно сравнить с его дневником:
неразделимая смесь из «Самых страстных и личностных размышлений,: молитв,
тоски, сетований, заметок о расходах и ведения домашнего хозяйства, заметок о
его музыке, правил поведения, цитат из книг»(3)и всем, чем только
возможно.
Мы попытались объяснить связь между жизнью и
характером этого необычного человека и его таким же необычным призванием.
Разумеется, мы описали эту задачу не полностью и не объяснили ее полное
значение. Может возникнуть вопрос, в чем же заключается ценность представления
каждого вида человеческих эмоций, особенно низменных, в зашифрованном языке
музыки. Из всех видов искусств, самая нематериальная, разве не будет музыка
принижена, став материальной? Этот вопрос вполне законный и может даже
позволить некоторым людям выразить затаенную антипатию, которую они чувствуют
по отношению к Бетховену. Но о ценности вещи в высшей степени можно лишь судить
по ее воздействиям. Надеемся, что нам нет нужды это подчеркивать, ибо мы ведем
речь в этой книге именно об этих воздействиях, а не о вопросах художественных
воззрений. Предыдущая Следующая
|