Предыдущая Следующая
Влияние музыки Бетховена может быть ближе всего
определено двумя мыслями (4): она вызывает сочувствие до этого не
существовавшее в таком объеме, вторая - позднее его музыка осуществила
знакомство запутавшейся и напутанной общественности, с психоанализом и стала,
фактически, предшественницей этой терапевтической науки.
Сначала мы хотим заняться тем аспектом творческой
работы Бетховена, который вызывает сочувствие. Изобразительная ценность музыки
поднимается над качествами литературы, драмы, живописи и стихосложения и
вытекает она из полного отсутствия каких-либо ограничений и прямого воздействия
музыки на интуицию и бессознательное. «Как мы
установили в первое главе, человек воспринимает в себя смысловое содержание
музыки интуитивно или неосознанно - несмотря на то, что есть многочисленные
исключения, «не отдавая себе отчета об этих обстоятельствах дела. Отсюда
следует и большое преимущество стихосложения, которое видится в том, что оно
все и вся может выразить в зашифрованном языке, который понимает сердце, без
вмешательства осознанного мышления. Большинство людей должно принять, что слово
в литературе есть то, что шокирует, а здравое мышление, то, что подвергается
шоку. Со склонностью отворачиваться от всего того, что.
«неприятно», безрассудное человечество наДэвает шоры
от важных областей науки. Именно этот образ действия состоит в большом противоречии
с формированием настоящего сочувствия, ведь как ни привычен
может быть вид речи, все же факт, что мы можем все простить только тогда, когда
мы все понимаем, вот отсюда и стало необходимостью для мира получить средство
выражения, которое вынуждает людей достичь этого понимания, несмотря на то,
хотят они этого или нет.
Этим мостиком понимания и стала музыка Бетховена. Она
побуждала их к узнаванию таких ясно видимых, характерных черт и забот, как
боль, нужда, болезнь, и тоска, как у себя, так и у других значительных
напряжений своеобразных эмоций, порывов чувств и страданий, о которых говорить
было бы неудобным. Без сомнения, инстинктивное познание этой побуждающей силы в
музыке Бетховена привело к тому, что одна из его симфоний была признана «произведением порочащим нравы».
При нашем рассмотрении Викторианской эпохи и ее
основных характерных черт, сочувствие не было упомянуто. Несмотря на то, что и
в те времена были филантропы - где и когда их не было - недостаток способности
сочувствовать другому, а не только делать для него
что- то, остро ощущался. Избыток почтительности, и особенно условной
формальности, проявился относительно к этому «тонкому искусству враждебно. Мы
утверждаем, что именно поэтому стало так много набожных и богобоязненных людей
в этой эпохе, удивительно нетерпимых и безучастных. Они были охвачены настолько
только своими собственными чувствами по отношению к Богу, что мало или почти
ничего не оставалось для окружающих. Если и существовало какое-то подобие
сочувствия, то это было упорядочено общественной условностью на поведение и
мышление, нравы и обычаи. Были некоторые вещи при
которых сочувствие рассматривалось как недопустимое, например, женщина
«вступившая на скользкий путь» и не имевшая намерения сильна страдать
вследствие этого, считалась явно не подходящим предметом для сочувствия.
Подобное отношение было и к преступникам всякого рода. Несмотря на это, со
времени появления Бетховена происходило и происходит удивительное количество
изменений. В тюрьмах была допущена музыка и другие воспитывающие влияния.
Появились книги, в которых утверждалось, что преступление представляет собой
форму духовной болезни, а не просто стремление ко злу.
Наказание смертью находит все большее сопротивление. Не вызывает больше
общественного раздражения дружба между обеими полами. Отношение детей к своим
родителям определяется теперь не только повиновением долгу, но более
соответствует отношениям дружбы и обоюдного понимания. Музыка Бетховена
способствовала росту такого качества духа как терпимость. Появляются работы
добросовестных и самоотверженных исследователей сексуальной психологии:
Гавелока, Эллиса, Крафт-Эбинга, Блоха и других. Также как невропатолог пытается
показать, что не обязательно стремление ко злу
приводит к криминальным действиям, так и эти авторы попытались доказать, что и
деликты гомосексуалистов и сексуальных меньшинств вызваны не абсолютной любовью
к пороку и испорченности. Увеличилось количество благотворительных обществ,
цель существования которых заключалась в проявлении сочувствия и помощи. Все
это тоже нужно отнести к влиянию музыки Бетховена. Наконец, его музыка
способствовала тому, чтобы установить то высшее единение между сердцем и
разумом, которое является необходимым условием для настоящего понимания. Она
сделала человечество более гуманным. Предыдущая Следующая
|