Предыдущая Следующая
Сноски:
1.Словарь Гровза «Музыка и музыканты»
2. Там же.
3.Цитата из словаря Гровза о «Музыке и музыкантах».
4. Сравнить как сноска
ГЛАВА 10
СОЧУВСТВИЕ У МЕНДЕЛЬСОНА
Вряд можно найти два настолько противоположных
характера, как характеры Мендельсона и Бетховена, и потому тем более
удивительно, что оба этих человека, пусть даже неосознанно, способствовали
одной и той же цели: внедрений в человеческую душу сочувствия. Настолько же
сильно, как и характеры, отличались друг от друга их образы действия: говоря
языком метафоры, Бетховен представлял одну сторону медали, а Мендельсон другую.
Поучительно пронаблюдать, как сильно отличалась жизнь
Мендельсона, практически на протяжении всего пути, а не только в начале, от
жизни его предшественника ,и как он, с самой ранней
юности должен был быть окружен атмосферой сочувствия. В действительности, круг
его семьи был полной противоположностью Бетховену: вместо пьющего отца, который
не распространял вокруг себя ничего, кроме неприятностей и забот, отец
Мендельсона был «мужчиной с твердым характером и большой общей одаренностью; он
был если не художником, то во всяком случае, обладал
более глубоким, пониманием высоких достоинств искусства, чем большинство
дилетантов».(1) В отношении матери Мендельсону тоже улыбнулось счастье.
Дополнительно к способности по мягкости воспитания, она имела многостороннее
образование. Она бегло говорила по-французски, по-английски, по-итальянски и
хорошо разбиралась в греческом . со вкусом и умением
музицировала, пела и могла великолепно рисовать».(2) Но прежде всего, согласно
Киллеру, она была «безгранично приветливой и доброй, всегда полна любви и
участия к людям и их образу действия - все это можно схватить лишь одним словом
«сочувствие».
Фердинад Хиллер пишет в своей биографии о Мендельсоне:
Гениальный талант был соединен у него с
основательнейшим образованием, мягкосердечием и остротой ума, шутливой
легкостью, при том, за что бы он ни брался, включая самые трудные задания, он
делал все с полной отдачей. Благородное чувство благодарности пронизывало его
чистое сердце при каждом хорошем деле, которое выпадало на его долю. Это
благочестивое предрасположение, благочестивое в лучшем смысле слова, было
ключом для его постоянной готовности дарить радость и проявлять активное
сочувствие. Именно это выдающееся соединение основных элементов в характере
Мендельсона, перенесенное на музыку находило прямой и, непосредственный отклик
у слушателей. Тонкое обаяние многих из его мелодий, соединенных с
захватывающими, но никогда неистовыми элементами в его пассажах, оказывало
воздействие на человечество и убеждало его в красоте сочувствия как такового.
Никакая музыка до Мендельсона не передавала тогда так убедительно в высшей
степени выраженную чувствительность. У Бетховена такие моменты были редки например, в его концертах для скрипки, мимолетны и
слишком скоро, сметались штормовыми ветрами страсти. Музыка же Мендельсона
излучала эту полную любви нежность сплошным потоком, даже в ее веселых и живых
частях. С самой ранней юности он научился ценить ее он узнал
ее в кругу семьи и понес дальше, к людям, посредством своей музыки. Когда они
слушали его мелодии, они успокаивались, мягко настраивались и, следовательно,
становились нежнее, более понимающими ко всем непосредственно окружающим:
женщинам, детям, братьям и сестрам. Невозможно было не пережить такого вида
сочувствия как «О Rest in the Jord», слушая мелодии во второй.,
части концерта для скрипки с оркестром. И это еще не все: больная душа
была не только утешена, но и подбодрена чудесной живостью. Люди не испытывали
сильных эмоций, как при музыке Бетховена, а приходили в мирное, счастливое
состояние духа. Музыка Мендельсона излучала безоблачную радость аналогично
флорентийскому соловью, но не каким, он был фактически, а «как представляла его
грациозная фантазия». В своей скромности Мендельсон и не осознавал, что его
музыка была выражением глубокого сочувствия, которое он переживал сам. В
душевном угнетении он пишет одному другу: «Разве не почувствовал я из самой
глубины моего сердца, как в такие моменты все искусство и поэзия, а также все остальное,
что нам дорого, кажется таким пустым и безотрадным, и только единственная
мысль, которая еще может принести пользу это - «Помоги же мне. Господи»./З/ Предыдущая Следующая
|