Предыдущая Следующая
Несмотря на то, что чувство заботы и нужды своих
близких было Мендельсону знакомо, но его задачей было представить их в музыке,
как это делал Бетховен. Великое искусство Бетховена состояло в том, чтобы
пробудить до некоторой степени сочувствие изображением несчастных, неуверенных
во всем. Музыка Мендельсона должна была достигнуть похожего результата
посредством ясности, радости, счастья. Мы уже упоминали, что он описывал
обратную сторону жизни. Многие воспринимали трагическую грандиозность произведении Бетховена как отталкивающую. Она оказывалась в
то время едва не слишком эмоциональной. Некоторые выступали против того, чтобы
быть возбужденными от нее неподобающим образом, они были возмущены, что должны
были сопереживать бесчисленным трагедиям жизни. У таких людей успокаивающее
очарование Мендельсона находило особое сочувствие, и хотя они не осознавали
этого, в их сердцах было разбужено сочувствующее участие, которое побуждало их
к тому, чтобы желать счастья своим ближним. Как мы знаем, есть вид
эмоционального «эпикурейства», которое побуждает некоторых людей к тому, чтобы
признавать опыт только приятных чувств. «Я не хотел бы ничего слышать, что
неприятно», - так говорят они, «поэтому ничего мне об этом не рассказывай». Эти
люди самолюбивы и у них отсутствует сочувствие, но есть и другие, которые, хотя
и опасаются вида страдания, уходят от него, чтобы уберечься, но все же
содействуют его облегчению. Они хотели бы/ чтобы
каждый стал счастливым, потому что они знают, как желательно это состояние, а
также и потому, что они сочувствующие по своей натуре. Именно ощущения счастья
и радости пробуждал, усиливал и расширял Мендельсон, посредством своего
искусства.
Есть немало людей, которые чувствуют определенную
меланхолию в части произведений Мендельсона. Если же эти люди проанализируют
внимательно, то они обнаружат, что в его музыке речь идет не о той меланхолии
поэта, который время от времени позволяет себе удовольствие чувствовать себя
печальным, а что она вызвана художественной необходимостью контрастов.
Природные свойства Мендельсона были созданы не так как у Бетховена, который под
бременем несчастий работал все более напряженно. Мендельсон под бременем печали
и истинной боли терял всю свою силу, и нежный цветок его организма увядал.
Требования славы, которую он, собственно никогда не искал, соединенные с
неприятностями мелочной ревности, так отразились на его здоровье, что в конце - концов, со смертью его сестры, к которой он
был очень расположен, оно совершенно расстроилось, что и речи не могло быть ни
о каком лечении. Предыдущая Следующая
|