Предыдущая Следующая
Но если дело обстоит таким
образом, то роль поэтической и легкой меланхолии в головах его критиков приняла
несоразмерную да величину. В большинстве его тонко
чувствительных композиций есть живая взволнованность, побуждающая энергия,
веселость, представляющая полную противоположность печали и грусти, но на
основе внутреннего духовного утончения, о котором мы говорили, ни его живость,
ни его веселость приближались к их полной силе или безудержности.
Насколько оживленной, весело-окрыленной и даже страстной может быть его музыка,
настолько она и являет собой грациозную элегантность стиля, поэтическую
сдержанность, которую не найти ни в одном произведении предыдущих композиторов,
может быть, за исключением его современника Мендельсона, который в этом аспекте
находился к нему ближе всех.
Шопен был не только поэтом, но и музыкальным
аристократом в самом утонченном смысле этого слова, и каждую из своих эмоций,
он выражал как аристократ, самым изысканным языком. Его музыка была ничем
другим, как идеализированной копией его самого: он ненавидел все громкое и
резкое, все, что имело привкус «неэстетичного». Стойкое пренебрежение ощущал он
к развлечениям «средне разумного человека». Собственно, и его нерасположение к
курению появилось вследствие того, что оно нарушало его чувство изысканной
утонченности; этим же чувством объясняется и его нелюбовь к публичным
выступлениям и аплодисментам (9). Его музыкальные предпочтения были не менее
революционны: за исключением одной или двух сонат, он все творчество Бетховена
не воспринимал как конгениальное/т.е. родственное по
духу/. Вряд можно было рассчитывать, что его чувствительной натуре могла
добавить что-либо музыкальная личность мужчины, который в присутствии дам йог
ковырять в зубах щипцами от свечей(10). Хотя он и восхищался гением Бетховена,
но многие из его композиций, казались ему «слишком грубыми и стремительными,
слишком атлетичными, слишком бурными и слишком подавляющими
в своей страсти для его вкуса (11)Шуберт в оценке его/Бетховена/ выглядел
немного лучше: «Несмотря на шарм, который он проявлял некоторыми из своих
мелодий, в общем и целом он казался ему слишком неотесанным, чтобы стать
приятным наслаждением, поскольку каждая «необузданная дикость», каждое
неприкрытое выражение боли, были ему неприятны. Если мы обратимся к склонностям
и предпочтениям Шопена, то вряд найдется хоть один музыкант столь исключительно
разборчивый. Для него существовали только два музыкальных бога: один был Моцарт
другой - Бах. Первого, по словам. Листа он любил потому, что «Моцарт реже, чем
какой-либо другой композитор снисходил до того, чтобы перешагнуть порог,
который разделяет утонченнее одухотворение от вульгарной обыденности». Как
показательны эти слова в связи с характером Шопена. Не считая попытки устранить
несколько уже упомянутых недоразумений, мы намеренно избегали говорить об этом
известном польском композиторе то, чего до этого еще
но было известно. В отношении его музыки мы не сообщили ничего, чего не писал и
не почувствовал бы каждый компетентный автор, и это также важно для оценки его
влияний на мир, каким стало оно в контексте с другими композиторами,
анализируемыми в этой книге. Мы не хотим, как это делал Ломброзо, изобретать
факты и этим поддерживать наши утверждения. Не существует никакого документа в
доказательство того, что Шопен был душевнобольным», однако каждому
непредубежденному человеку слушающему его музыку,
неизбежно должно было прийти в голову, что он был «поэтом клавира»,
«музыкальным аристократом». Но, к сожалению, такая мысль никому не пришла в
голову, потому что никто не обладал оккультным знанием, что. Шопен был
бессознательным проводником - не медиумом для бестелесных сущностей и не
орудием для какого-либо вида человеческих эмоций и страстей, а выразителем
обманутых духовных надежд и лучших желаний интеллигенции своего времени. Он
отобразил эти силы и выразил их потом в музыкальной форме. Это обстоятельство
частично объясняет многие противоречивые мнения о состоянии его души. Он не был
ни угрюмым, ни болезненным, но он неизбежно должен был быть «человеком
настроения».
Предыдущая Следующая
|