Предыдущая Следующая
Сноски:
1.Цитата по Фредерику Никсу: «Шопен».
2.Цитата по Джеймсу Хунекеру: «Шопен».
3.Цитата по Хунекеру.
4.Цитата по Никсу.
5. Там же.
6.Цитата по Никсу.
7.Подчеркнуто с соответствием с выделенным
составителем.
8.Цитата по Хунекеру.
9.Сравнить: Тарновский: Шопен, обнародованные выдержки
из его дневника.
10. Сравнить: Письма Мендельсону из Италии.
11. Цитата по Листу.
Глава 12.
Шопен, последователи Рафаэля и эмансипация женщины
Музыке Шопена было свойственно почти непосредственное
воздействие. Но это не значит, что она сразу достигла полного своего влияния;
сначала она влияла только на тонкочувствительные организмы, и это продолжалось
до тех пор, пока не приобрела более широкое распространение. В области живописи
она косвенно послужила инспирацией для «Братства последователей Рафаэля и Бюрп
Жоне в области литературы - инспирацией для стилистической утонченности у
Флобера, Россети, Поля Вербена, Метерлинка и других.
Впервые Шопен посетил Англию в 1837 году и а период до
1843 года его произведения были уже достаточно широко известны, что побудило
английского критика Дев снова опубликовать на эту тему книгу. Немногими годами
позднее образовалось «Братство последователей Рафаэля».
Нам не нужно ближе вдаваться в технические
поучительные воззрения этого братства, речь идет о духе их художественного
творчества, который был совокупностью культивированного утончения, эстетизма и
скрупулезных поэтических подробностей. Во многих из картин, особенно, Россетти
и Берн Коне можно заметить ту утонченную и, полную страстного ожидания истому,
равно как и чувствительную тонкость контуров, которые так часто встречаются в
мелодиях Шопена. Прими он в свое творчество вместо польской танцевальной музыки
архаичную атмосферу церковного хорального пения, то аналогия была бы полной.
Так вышеупомянутые художники полны были духом Шопена, тогда как перенимали
стиль ранне-итальянской школы. Для каждого, кто потратил время, чтобы
прочувствовать атмосферу картина послерафаэлевского периода, должно быть
очевидным, что подробное изложение на эту тему не обязательно. Нужно только пояснить, что некоторые из последователей Рафаэля - и
их потомков занимались культивированным утончением, в такой мере, что оно
вызвало то изображение «бесстрастных, бледных молодых женщин» и бескровных
рыцарей, пробудившее «литературный пыл» иудейского Философа Нордо побудило его
к утверждению, что практически всё искусство и литература его времени были
результатом физической и психической дегенерации.
Предыдущая Следующая
|