Предыдущая Следующая
Особенно в Англии и Германии Шопен оказал заметное
влияние на женщин. В большинстве случаев ни немки, ни английские женщины того
времени не были особо образованы в духовном отношении. Они были хорошими
домохозяйками, вязали на спицах и крючком, вышивали, были сведущи во всем, что
считалось «хорошим обычаем», играли на Фортепиано в ограниченном кругу и пели
малоинтересные салонные песенки. Все эти таланты и сноровки подпитывались
задней мыслью о замужестве и не были отличительным знаком стремления к
настоящему образованию души или духа, а лишь необходимой «приправой» для
формирования «молодой женщины на выданье». В Викторианскую эпоху духовно
утонченная женщина считалась неудобной, если не сказать непригодной для
замужества, так как супруги, прямо сказать, сами не были особо духовными
величинами, и потому имели опасение оказаться в положении слабого. Преобладало
мнение, что женщины должны быть красивыми и «одаренными», но только не слишком
интеллигентными.
Влияние Шопена должно было изменить это таким
способом. К которому, ни один другой музыкант не был
способен. Воздействия Генделя, существующие условности только усилили эту
ситуацию, так как они внушали женщинам проявлять еще большее внимание и
почитание к своим супругам и этим, к их желаниям и воззрениям. Как знают
многие, в Викторианскую эпоху редко существовали действительно дружеские
отношения между супругами. Мужчины боялись бога, женщины - бога и мужа. Отсюда
появилась необходимость в белее тонком влиянии, которое могло бы нарушить это
ослабляющее подчинение и зависимость. И это произошло, как уже было упомянуто,
через влияние музыка Шопена. Он касался женщин и на бессознательном уровне
своим утонченным одухотворением, своей деликатностью и особым эстетическим
вкусом через то, что называется «типично женским», когда отсутствует грубая
сила и неблагозвучие. Его музыка незаметно проникала в их подсознание и,
оставляла там свой отпечаток, свое культурное выражение, как если бы одна
нежная женская душа обращалась к другой бережно и кротко, возжигая в ней
благородные наклонности. Только музыка мужчины, который, «никогда не употреблял
ни одного бранного слова, даже в моменты полнейшей интимности, чья веселость
оставалась сдержанной, находясь постоянно внутри границ безупречно хорошего
тона»(1), могла быть пригодной для того, чтобы встретить те нежные, хрупкие
викторианские души не в оскорбительных для них местах. Бетховен, прямо и
беспощадно освободил посредством своих психоаналитических способностей большее
количество страстей, вытеснил их из-под или бессознательных слоев, все же за
исключением сопереживания и участия, он ничего не поместил на их место. Он вызвал
процесс образования пустоты, Шопену же удалось заполнить эту пустоту. Бетховен
пробудил сочувствие изображением трагических и
неутешительных событие жизни, Шопен же разбудил желание культурного образования
изображением утонченной духовной поэзии и обаяния, которое собственно и было
присуще этой поэзии.
Предыдущая Следующая
|