Предыдущая Следующая
Следствием отсюда было то, что женщины, которые
полностью довольствовались тем, чтобы сидеть дома и готовить чехлы для кресел
или домашние тапочки для будущих или уже имеющихся супругов присоединились к
культурным объединениям, с целью лучшего понимания поэзии или красивых
искусств. Этим началась эмансипация женщины, Есть люди, которые склонны к тому,
чтобы умалить значение Шопена дескать он рисовал не на
большом холсте и не яркими мазками. Эти люди выражают всего лишь
псевдорациональное оправдание для своей, обусловленной темпераментом,
неспособности оценить и насладиться изысканным и утонченным. Шопен стал
музыкальным изобретателем первого ранга, обогатившим музыкальный вокабуляр
своего времени в таком значительном объеме, что только немногие из последующих
композиторов упустили возможность использовать его, даже у такого, относительно
современного композитора, как Рихард Штраус может установить еще отзвуки
художественных приемов Шопена. С оккультной точки зрения, были даны однозначные
причины из-за которых Шопен не употреблял, да и не мог
употребить ни большого холста, ни тех высот инспирации, которые удовлетворяли
бы его современных критиков. Эти причины были связаны частично с его личными
ограничениями и частично с коллективными ограничениями своего времени.
Большинство Форм инспирации возникают из соприкосновения с более высокими
духовными уровнями или из контакта с Дэва (2), и процесс этот имеет следствием
неизбежную реакцию тела. Был бы Шопен подвержен длительной инспирации этого
вида, то его слабая физическая конституция не смогла бы выдержать такого
напряжения; его смерть тогда наступила бы не только раньше, чем это было на
самом деле, но и его музыка осталась бы непонятой для даже сегодня еще неподготовленного
мира.
Прежде чем мы закончим эту главу, нужно добавить еще
несколько слов о других композиторах, чье влияние на культуру было очень
ощутимым, а именно Визе. Если Шопен был поэтом изысканного утончения для
клавира, то Визе стал им для оркестра. Он родился только за 11 лет до смерти
польского музыканта и продолжил работу, которую гот начал, до своей смерти,
1875 года. Можно с чистой совестью утверждать, что ни один оркестровый музыкант
до Визе, не проявил того последовательного чувства инструментальной
эвфонии/благозвучия/. Для сравнения: Берлиоз воздействовал как высокопарный
«бог грома», «Бетховен, со своим менее удачным применением барабанов, оставлял
желать лучшего, и даже Мендельсон не мог быть достаточным для масштабного
качества Визе, который рисовал более сильными мазками. С другой стороны,
наверное, было нужно родиться Французом, чтобы действительно понять
эвфонические звучания Визе. Несмотря на свое предпочтение к «локальному
колориту», он насквозь был французом, обладал французским шармом и блеском, был
как Французская женщина «всегда прекрасен». Одновременно он мог быть трагичным
и драматичным, как свидетельствует последний предсмертный крик в конце оперы
«Кармен». Несмотря на это Визе со всем своим чутьем трагедийности, никогда не
был мелодраматичным, неуклюжим или вульгарным. Он никогда не терял чувства
красоты: страсть и сила были у него изображены не посредством неблагозвучной
жесткости, а посредством проявления Формы красоты, Предыдущая Следующая
|