Предыдущая Следующая
Сноски: 1
1.Цитата по Листу.
2.для не теософских читателей будет замечено, что у
Дэва речь идет о ступенчатой иерархии бестелесных существ от самого малого духа
природы до высочайшего Архангела. Сравнить с гл. 16.
Глава 13
Роберт Шуман и детская природа
Не следует выпускать из виду, что в области, детского
воспитания также произошли чрезвычайно большие изменения. Первые признаки этого
стали заметны уже после 1836 года, когда Фребель открыл в Бланкер-берге свой
домашний «детский сад». Частично следует благодарить влияние музыки Шумана,
которая начала находить отклик в это время, за то, что детские сады стали
повсеместно распространяться и стали излюбленной Формой организации детей. На
основе вдохновляющего импульса это о влияния, позднее возникла, как мы знаем,
система воспитания Монтессори. Все это привело, наконец, к знанию:
1.Дети все отличаются друг от друга и, следовательно,
с ними нужно работать не в массе, но индивидуально.
2.В действительности дети не могут быть воспитаны
какой-то другой личностью, «учебный импульс должен исходить из их собственного
мышления»
3.Дети по природе своей настроены так, что, имея
подходящие условия, предпочитают собственное воспитание и образование любому
другому занятию». В этих трех предложениях содержатся основополагающие идеи
этой системы, все более и более оказывающей воздействие на тех, -кому по сердцу интересы детей.
Но прежде, чем стало возможным ввести, а тем паче
признать подобную практическую меру, естественно, стало необходимым явное
изменение общего подхода в отношении к детям. В Викторианскую эпоху обращение с
молодежью основывалось не только на поразительном незнании человеческой
природы, но также на бросающемся в глаза, хотя и неосознанном, эгоизме. Детей
должно было «видеть», но «не слышать», что означало, что они хоть и
представляли собой отрадное зрелище для взрослых, все же не должны были быть в
тягость им, ставя постоянно много вопросов, носиться вокруг и шуметь. Нашим
викторианским предкам не приходило в голову, что по природе детям
предполагается движение и крик, чтобы могли развиваться мышцы и легкие, и столь
же мало приходило на ум, что им должно задавать вопросы, чтобы приобретать
знания. Сама мысль, что дети: должны вести себя подобным образом, была не
совместима с представлением почтительности, которой нужно было придерживаться
по отношению к взрослым. Но несмотря на эти предписания, дети все равно бегали,
кричали и задавали вопросы, ибо природа сильнее .любых
предписаний. Очень часто такое поведение имело следствием телесное наказание,
причем ссылались в оправдание на соломонову мудрость, не принимая во внимание
при этом восточное предпочтение к преувеличениям. Короче говоря, с детьми
обходились как с преступниками; речь шла не об их улучшении, а об их наказании.
Воздействие Роберта Шумана способствовало пробуждению того глубокого и полного
любви понимания ребенка, которое стало явно выраженным отличительным признаком
образованного общества нынешнего времени. Предыдущая Следующая
|