Предыдущая Следующая
Но это как раз то значение, или лучше сказать
множество значений, ибо у Шумана множество музыкальных произведений, из
которых можно получить определенное представление о содержании его вести. Нужно
добавить, что ОНА не так очевидна .как у Генделя,
Баха, или Шопена, однако, если мы подойдем к .музыке Шумана с достаточной
душевной твердостью, то и его весть станет заметной и узнаваемой. Во-первых,
практически все его произведения, изображает он сцены из детства или эмоции
взрослых, наполнены атмосферой простоты и невинности. Во-вторых, он выразил
поразительное предпочтение к простым и непринужденным формам как: так называемая
песенная форма, тема и вариация, и, собственно, песня. Даже боле сложные его
произведения: квартеты и симфонии построены преимущественно из отдельных частей
песенных форм. В «Карнавале и «Бабочка» речь идет о целом ряде наиболее мелких
музыкальных произведений, объединенных одним ясным для понимания названием.
Дело не обстоит так, что Шуман не стремился к архитектонически
художественным формам жанра, в которых отличились Бетховен и Мендельсон,
однако, не взирая на то что он сочинял, всегда имели место эти присущие ему
простота и непринужденная скромность. Фактически со времен Доминико Скарлатти
клавесинистов (5), более ни один серьезный композитов не сочинял столь
удивительное количество таких маленьких произведений. Если окинуть кратким
взором тридцать четыре тома произведении Шумана, то мы
найдем здесь: «Бабочки /две вещи/, «Танцы давидсбюндлеров» /восемнадцать
вещей/, «Детские сцены»/тринадцать вещей/, «Личные сцены»/ четырнадцать вещей/,
«Новелетты» - восемь вещей и т. д. Если же нам попадутся увертюры, сонаты или
симфонии Шумана, то в их названиях мы увидим ту же поэтическую .простоту, как если бы он преднамеренно назвал свои
творения таким способом, который соответствует детской душе. Например: «Детские сцены», «Разноцветные листья», «Бабочки», «Сказочные
картинки», «Сказочные истории», «Детский мяч», «Альбом для юношества»,
«Рождественский альбом», и далее такие значащие названия для отдельных вещей,
как «Почему?», «Довольно счастья», «Веселый крестьянин» и т.д. Впрочем,
Шуман стремился и к тому, чтобы дать своим друзьям объяснение к некоторым из
своих названий. Он отличает, например, «Детские сцены» от «Рождественского
альбома», с объяснением, «что первый - это воспоминания, сохраненные взрослым
из своего детства, в то время как второй состоит из чаяний и надежд молодого
человека»(6).
Предыдущая Следующая
|