Предыдущая Следующая
Шумана называют «музыкальным апостолом романтики», и
это - верно и справедливо, правда, романтическое у него было связано не с
возрастом взрослого, а с его детством. Слишком, быстро выросший, ребенок»
мечтатель, он изображал те романтические настроения, которые существуют только
в сказочном, мире мечтаний детей. Кто бы мог, будучи взрослым, с таким
предпочтением отнестись к удивительным затеям и проделкам детей и сочинить
такое необычное произведение как «Танцы давидсбюндлеров», находя в этом
удовольствие? В этом произведении, было представлено полу-юмористически,
полу-поэтически, братство, которое существовало исключительно лишь в фантазии
Шумана (7). Оно было ничем другим, как художественным выражением детского восторга
от представленных игр фантазии. Все это открывает для нас, откуда происходило
шумановское обожествление Жан Поля, который «был непревзойденным мастером в
изображении тонких ощущений с его ошеломляющей и даже необычной игрой слов
придуманной Фантазией, с его преобладанием чувства драматической
выразительности, с его непрерывными переходами от смеха к слезам»(8).
Но следует отметить, что Шуману не удавалась сила
выражения больших поэтических моментов Жан Поля. Когда он пытался быть сильным,
то ему удавалось изобразить лишь силу маленького мальчика, который пытается
быть большим и сильным. В этих попытках всегда было что-то глубоко наивное, но
если ему и .удавалось сочинить смелую, четко
очерченную тему, то после нескольких тактов она превращалась либо в игривую,
либо убедительно просящую. Другой детский элемент у Шумана проявлялся в
предпочтении рассказывать истории или, по меньшей мере, «погружать своих
слушателей в такое состояние души, в котором они могли продолжать эти истории
уже в своем собственном воображении»(9).
Он оказывал также большое предпочтение музыкальной
шутке, играм-загадкам и другим причудливым затеям, написав, например, шесть фуг
на имя Баха, целый ряд вариаций на ему,
которая была образована из букв имени одной молодой женщины. Дальнейшие примеры
такой шутливой игривости можно найти в «Карнавале», в «Альбоме для юношества» и
в других его произведениях.
Если мы, наконец, перейдем от причин к воздействию, то
нам снова нужно будет выделить тот факт, что его музыка обращается со своей вестью
прямо к сердцу. Шуман был в определенней мере посланцем от сердца ребенка к
сердцу родителей, нет, даже много более: он был настоящим поэтом детской души,
детской природы и детской жизни. Своей тонкостью, своими удивительными
замыслами и юмором, своими вопросами и умоляющими просьбами, своим богатством
фантазии и мечтательностью, он внедрял в материнское сердце истинный портрет
ребенка, и она понимала его. Дети становились другими, чем она воспринимала их
раньше. Несмотря на то, что она вспоминала свое детство, со
множеством радостей и тревог, оно все же мало чему ее изучило. Ее одергивали и
наказывали и, в конце концов, она стала той, которой была теперь. Теперь она
стала понимать, что было для нее достаточно хорошо в детстве, то будет также
достаточным и для других детей. Предыдущая Следующая
|