Предыдущая Следующая
Упоминание Штраусе и Вагнера
в связи с ослаблением законов о разводе, как будто бы подтверждает мысль многих
людей о том, что сильно эмоциональная музыка этих композиторов способна
вызывать сильные эротические страсти. Тогда то, что мы называем свободой,
правильней было бы обозначить, как право свободного передвижения и
повсеместного проживания или распущенность. Хотя мы и отклоняем это последнее
обвинение, но мы и допускаем, что есть такие люди, которые сексуально
стимулируются, когда слушают музыку Вагнера, и еще в большой степени -музыку Р. Штрауса. Но за это ответственна скорее
предрасположенность упомянутых людей, чем сама музыка. Естественно, что музыка
такого рода. касается своей
силой всего существа, как в его низких, так и в высших элементах. Люди с
ограниченной сдержанностью или вообще без эмоциональной сдержанности чувствуют
в музыке Штрауса, в отличие от музыки Вагнера, только эмоциональный уровень, а
не духовной уровень любви и ввергаются в хаотическое возбуждение. Люди же со
сдержанным душевным складом и более высокими склонностями подобных воздействий
не испытывают. Духовная любовь подобна высокой октаве в сравнении с
эмоционально-опосредованными чувствами любви В
человеческих натурах, которые способны к такой любви, звучание низкой ноты
вызывает непосредственный отклик более высокой ноты. Ко всему следует добавить,
что вышеупомянутые страстные воздействия преходящи.
Первый фестиваль Штрауса состоялся в Англии в 1903
году и с тех пор его произведения, за исключением первой Мировой войны,
играются все чаще. С того времени стали выходить на передний план те движения,
которые стремятся к свободе, включая женщин-борцов за свое право голоса. Но все
же, хоть и не так явно, наблюдаются признаки охлаждения к его музыке, она как
бы «устаревает» и не возбуждает, как это было раньше, таких сильных эмоции у этих слушателей. И в самой деятельности Штрауса
произошли изменения: со времени «Электра» он уменьшил стремительную
настойчивость своей музыки и обратился к более мелодичному благозвучию: В
«Кавалере роз», который последовал за «Электрой», чувствуется сильное влияние
музыки Моцарта. Он обратился к прошлому, и с этого времени наступает перемена в
его музыке. В своих поздних произведениях он в любом случае уже больше не
«Апостол свободы», так как в некоторых аспектах своего творчества он вернулся к
более традиционным формам. Предыдущая Следующая
|