Предыдущая Следующая
Сезарь Франк прожил 68 лет. В жизни он отличался
замечательной энергией и свободой от болезней, это был первый композитор,
задачей которого было победить болезнь в жизни другого. Он умер 8 ноября.1890
года и его последний путь был также свободен от внешнего блеска и роскоши,
каким был и его жизненный путь. Ни один представитель консерватории, в которой
он так долго преподавал, ни один посланец духовенства или министерства
художественных искусств не появились к его погребению. Ни одна личность
светского уровня, получившая приглашение, не извинилась:, точно
8 ноября того года свирепствовала особая эпидемия короткого, но ослабляющего
недомогания, которая охватила всех парижских профессоров по музыке. У могилы
появились только многочисленные ученики Мастера, его друзья и музыканты,
которых он приобрел своим неустанным дружелюбием, тем более это был поэтический
конец для жизни, пройденной в поэтической тишине, и, как последний поэтический
вздох этой поэзии, прозвучала прощальная речь М.Шабриера, которая заслуживает
того, чтобы быть отмеченной во многих книгах. Он закончил ее такими словами:
«Прощайте, Мастер, и примите нашу благодарность, ведь Вы достигли Большого. В вас мы приветствуем одного из самых значительных
художников столетия, а также несравненного Учителя, чье изумительное творение
дало целое поколение выразительных музыкантов, верующих и мыслителей
вооруженных в каждом аспекте к трудной борьбе и появляющимся конфликтам. Мы
приветствуем также прямого и справедливого человека столь гуманного и столь
изысканного благородства, чьи советы были так же надежны, как дружелюбны слова.
Прощай.
Исследования музыки Сезаря Франка позволяют выделить
два совершенно разных элемента: человеческое и неземное. Вторая часть сонаты
для виолончели являет собой пример для выражения первого, в то время, как известная кантилена в квинтете для фортепиано есть
Форма выражения последнего. На основе взаимосвязи между этими двумя аспектами
мы обозначили Франка, как соединительное звено между человеческой эволюцией и
эволюцией Дэва; он выражает эмоции обеих областей и позволяет таким образом
взаимодействовать смертному и небесному. Густаве
Девепае пишет по этому поводу: Предыдущая Следующая
|