Предыдущая Главная
Еще один важный момент - "руление" параметров
самого реверберационного хвоста. Разумеется, время реверберации тоже желательно
ритмизировать. Но это еще не все. Тембр "хвоста" и его характер
(параметры diffusion, type, настройки фильтра и т.д.) должны
"попадать" в инструмент или голос. Самый простой способ настроить все
это дело - отобрать сигнал в посыл до фейдера, отрубить прямой сигнал и
поэкспериментировать с разными параметрами. Причем стоит послушать
"хвост" как отдельно, так и вместе с другими инструментами (прибрав
их уровень). Характер "хвоста" очень зависит от контекста композиции,
так что четкие рекомендации дать сложно - здесь стоит положиться на чувства и
интуицию. Но общим моментом должно быть четкое ощущение комфортного для
прослушивания конкретной музыки помещения. Железистые призвуки,
"рассыпание" сигнала на составляющие, отсутствие фокусировки сигнала
в пространстве - все это дело фонограмму убивает. Кстати, лично я единственным
более-менее пригодным для нормальной работы подключаемым модулем считаю Waves
Rverb. Увы, он "кушает" слишком много ресурсов, так что не всегда его
можно использовать на не самых мощных компьютерах. Приходится выкручиваться и
использовать другие модули, настраивая их так, чтобы сигналы с них хотя бы
приблизительно соответствовали понятию "реверберация помещения".
Только не думайте, что это беда исключительно компьютерных подключаемых
модулей. То, что производят некоторые очень даже профессиональные процессоры
эффектов, сложно назвать реверберацией. С ними тоже приходится возиться очень
основательно, чтобы получить нечто приемлемое.
Уровень реверберации для разных треков выставляется
сообразно элементарному правилу - чем дальше источник сигнала от слушателя, тем
больше уровень реверберации. Однако все зависит, разумеется, от вашего замысла.
Можно вообще не использовать реверберацию (в танцевальной музыке, например,
можно обойтись только ритмизированными задержками и хорусами), а можно сделать
нечто состоящее лишь из одного большого концертного зала, в дальнем конце
которого что-то шевелится... Отнеситесь к этому эффекту творчески.
К остальным эффектам, построенным на задержке или модуляции,
также применяются все вышесказанные принципы - параметры, LFO, огибающих и
задержки лучше ритмизировать, а характер эффекта подгонять под звучание самой
композиции. Плюс к этому при создании аранжировки желательно оставлять
"дырки" под эффект. Можно нарулить сколь угодно хорошее помещение,
где звучит ваша музыка, но из-за чрезмерно плотной аранжировки его просто не
будет слышно.
И самое последнее правило: не торопитесь. Сведение - процесс
тонкий, и вероятность ошибок очень велика. Но вы ведь не в коммерческой студии,
где оплата идет буквально за каждую минуту: Настроили эффекты - отложите работу
на пару дней, позанимайтесь другими песнями. А потом все снова послушайте на
свежую голову, и, желательно, сразу после прослушивания "фирменных"
записей.
Заключение
Запись музыки - занятие сложное. Я думаю, что, прочитав эту
статью, вы в этом убедились. Но если вы в данный момент времени не обладаете
необходимыми навыками, знаниями и тренированным слухом - не стоит
расстраиваться. Во-первых, если есть желание, всему можно научиться. А
во-вторых, даже любительская запись музыки - это потрясающе интересный процесс,
который приносит кучу удовольствия. Так что творите, экспериментируйте, идите
навстречу всему новому - и рано или поздно у вас все получится.
Предыдущая Главная
|