Предыдущая Следующая
Поехали дальше. Эффект, который вызывает большинство
сложностей, - это реверберация. С одной стороны вроде бы все просто - выбрали
пресет, например Hall, и все типа круто. Но вот здесь-то и коренится еще одно
отличие профессиональных записей от любительских. Профессионалы используют
реверберацию не только для придания объема звуку, но и для расстановки
инструментов по глубине. Плюс к этому есть еще несколько секретов.
Одним из самых главных параметров реверберации является
предварительная задержка (predelay) - время, через которое к слушателю приходят
первые отражения от стен помещения. Сами понимаете, что чем больше это время,
тем больше расстояние до источника звука и тем больше помещение, в котором
находится слушатель. А уровень первых отражений (early reflection level) много
говорит о материале стен помещения. В спортивном зале с бетонными стенами он
очень высок, и ранние отражения прослушиваются как отчетливое эхо, а в зале с
коврами на стенах ранних отражений почти не слышно. Так вот работа с этим
параметром и отличает многие профессиональные записи от любительских.
Главное правило: предварительная задержка обязательно должна
быть ритмизированной, иначе фонограмма начинает звучать кашеобразно. Время
задержки, соответствующее четвертной ноте элементарно рассчитывается по формуле
60000/x, где x - это темп композиции. То есть, если у вас темп 100 bpm
(четвертных долей в минуту), то задержка, соответствующая четвертной ноте будет
равна 600 мс. Разумеется, для predelay это много. Но возьмите кратное значение
- и все будет нормально. Например, 75 или 37,5 мс. А вот теперь можно
расставлять инструменты в глубину. Например, дайте на ударные большее значение
предварительной задержки (кратное четвертной задержке) - и они "уедут"
на задний план. Во многих подключаемых модулях реверберации есть такой параметр
как room size, который выражается в ничего не говорящих числовых значениях. Он
показывает плотность прихода ранних отражений (промежуток между ними). Чем
меньше зал, тем плотнее приходят отражения. Так вот этим параметром тоже можно
пользоваться, только подбирать его уже приходится на слух после того, как
выставлена ритмизированная предварительная задержка.
Предыдущая Следующая
|