Предыдущая Следующая
К.Л.: - Должен обратить
внимание и на другой аспект звукоизоляции. В процессе записи участвуют как
минимум два человека. Это - исполнитель и звукоинженер. Поэтому в
профессиональной студии обязательно должны быть как минимум два изолированных
помещения: аппаратная и акустический модуль.
При больших размерах помещений можно говорить о собственной специфической
реверберации определенного акустического модуля. Существуют компании,
получающие заказы на запись основных треков только благодаря удачной
естественной реверберации их акустического модуля. В тоже время, для малых
студий говорить о естественной реверберации модуля не имеет смысла. Например,
контрабасовая волна в небольшом акустическом модуле просто не уляжется. Поэтому
в малых студиях акустический модуль должен быть максимально "глухим",
не имеющим отражающих стен, дабы записывать только прямой, но никак не
отраженный сигнал.
П.Б.: - В студии
"Артефакт" получился абсолютно "глухой" акустический
модуль. Иногда исполнители, не привыкшие к наушникам, даже теряются, совершенно
не ощущая реакции помещения!
К.Л.: - Для того, чтобы стены как акустического модуля, так и аппаратной, не
отражали звук, применяются специализированные стеновые, потолочные и напольные
покрытия. Если говорить о студии "Артефакт", то здесь использовались
материалы шведской фирмы "Экофон",
подвесные потолки и обычное напольное ковролиновое
покрытие.
В.Ч.: - А если, к примеру,
хочется иметь визуальный контакт с исполнителем через окно, которое может дать
нежелательные отражения?
К.Л.: - Нужно понимать, что
абсолютных материалов не бывает. Устанавливая окно, невозможно избежать
возникающих дополнительных отражений. И если в небольшом помещении даже
остронаправленный микрофон своей тыльной стороной смотрит на близкую стеклянную
или металлическую поверхность, то это всегда слышно. Так, в студии "Артефакт"
при девятиметровой площади акустического модуля мы иногда вынуждены закрывать
окна специальными звукопоглощающими ставнями.
В.Ч.: - Какова оптимальная
площадь акустического модуля?
К.Л.: - Ну, если на глазок
(смеется), то метров 15-30. При меньшей площади начинается более или менее
успешная борьба звукорежиссера с помещением. И, думаю, борьбу эту можно
заканчивать при площади акустического модуля менее 6-7 метров: там уже ничего
не поможет. Хотя, конечно, смотря что писать. В тех же
шести метрах вполне можно записать в "восьмерку" слабошепчущий
дуэт. А для определенного материала сойдет и телефонная будка. Предыдущая Следующая
|