Предыдущая Следующая
Прекрасный педагог начала 20 века М.Гарсиа так говорит о
постановке голоса: "Когда певец умеет заставить работать каждый орган в
свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает
все части исполнения и соединяет различные детали мелодии в один полный и
непрерывный ансамбль, который и составляет широту пения. Если же наоборот, один
из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает
дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос
прерывается и слабеет после каждого слога".
Контроль над координацией всех сложных процессов при
постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом.
Поэтому так важно научиться быть внимательным во время занятий. Надо слушать
себя и ухом, и всем телом (мышцами).
Вот как вспоминает свою работу с К.С.Станиславским
В.Барсова: "Он научил меня развивать внутренние ощущения, контролировать свое
поведение на сцене... и развивать слуховой контроль над звуком. Вопросу дикции
он уделял исключительное внимание".
Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки.
Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм,
а не только сознание (интеллект), воля, хотя от этих качеств певца зависит очень
много.
В.Морозов пишет в своей работе "Вокальный слух и голос":
"Человеческий голос - "живой музыкальный инструмент" во
много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не
только музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы "играть" на
нем, нужно знать хотя бы основные его "технические" свойства".
Французский ученый - Р.Юссон экспериментально доказал, что
физиологической основой так называемого вокального слуха является взаимодействие
самых различных систем организма (слуха, мышечного чувства, вибрационной
чувствительности, зрения и др.).
Вывод звучит даже несколько парадоксально: вокальный слух -
это не только слух.
Певец сам себя не слышит, вернее слышит не так, как
окружающие. Звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но
действует на слуховой орган и изнутри. И поэтому человек воспринимает тембр
своего голоса иначе, чем окружающие. Именно этим певец отличается от других
Предыдущая Следующая
|