Предыдущая Следующая
исполнителей (скрипачи, пианисты, виолончелисты), которые оценивают звучание
своего инструмента с позиций "постороннего слушателя".
Необходимо учитывать, что одновременно со звуком
собственного голоса нервная система певца воспринимает огромное количество
сигналов (или раздражителей) от самых различных органов чувств.
"Ансамбль" этих ощущений имеет большое положительное
значение, так как только при условии одновременного (скоординированного,
одномоментного) восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на
этой основе условных рефлексов и обеспечивается для певца возможность овладения
собственным голосом. Роль вокального педагога - это роль контролирующего
"внешнего уха". Еще одна возможность "внешнего" контроля - это слушание
магнитофонной записи собственного голоса, что помогает скоординировать слуховые
и "внутренние" ощущения.
Есть еще один положительный момент: привыкая к работе с
магнитофоном, к звуку своего голоса, певец меньше волнуется на записях и
публичных выступлениях.
Можно сказать, что вокальный слух - это способность
интерпретировать работу органов голосообразования певца на основе слухового
восприятия. В известной мере этой способностью обладает любой, даже самый
неискушенный слушатель.
Свидетельством этому являются термины, которыми мы
характеризуем недостатки певческого звука, или его достоинства: тяжелый, легкий,
горловой, грудной, головной, утробный, глубокий, близкий, светлый, яркий,
полетный, надсадный и тому подобное.
Интересное явление открыл биофизик П.П. Лазарев в 1905 г.:
на свету звуки кажутся человеку более сильными, чем в темноте. Таким образом,
была доказана взаимосвязанность слуха и зрения. Поэтому филармонические залы
вовремя концертов должны быть хорошо освещены. Кстати, качество голоса мы часто
оцениваем в зрительных категориях: солнечный, блестящий, яркий, сильный, темный,
тусклый, плоский, матовый, круглый, узкий.
Известны "цветовые" восприятия музыки у
Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина, когда зрительные впечатления придают
слуховым ярко выраженный эмоциональный характер: композитор пишет не то, что
слышит, но и то, что видит.
Голос слепого певца, как правило, тусклый, унылый,
невыразительный, недаром он стал в литературе образом певца печали. Зрительные
Предыдущая Следующая
|