Предыдущая Следующая
длительно тянуть звук "м". Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ.
Если корень языка поднят, то этого ощущения нет.
5. Пение на одной ноте слогов: "ма, мэ, ми, мо, му".
Неторопливый темп. Первый звук "м" произносится способом мычания (как в
предыдущем упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в
верхние зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта,
свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору,
"выдвигает вперед" звук.
6. Среди упражнений Гарсиа и Ламперти для начинающих
есть такое: на одной ноте петь слова "mamma mia".
7. (Там же). Очень хороша для начинающих согласная "л".
На одной ноте или на маленьких узких интервалах петь слоги: ла, лэ, ли, ло, ля,
лу, ло.
8. Пение несложных хроматических упражнений на удобный
слог (диапазон квинты, терции). Сначала произносить слог на каждой ноте, чтобы
выработать точность и четкость, а потом только на первой ноте - слог, на
последующих - гласную.
Следующие этапы в работе с голосом.
Для работы над подвижностью и беглостью голоса берутся в
начале очень простые упражнения и поются сначала в очень спокойном темпе и
ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань.
Основной принцип в этой работе: точность интонации,
отсутствие подъездов, скольжений, все четко, точно, ритмично.
Сначала - гаммы в диапазоне октавы; если страдает четкость,
то добавляются слоги да-да-да... или ла-ла, та-та.
Петь mezzo forte, не перегружать дыхание, не спешить с
увеличением темпа. Беглость делает гортань эластичной, гибкой, упругой,
послушной для сложных технических заданий. Приступать к работе над беглостью
можно только при условии освобожденной гортани.
Недостаточно чистая интонация у певца может
быть либо при отсутствии координации, вокальном неустройстве, либо при плохо
развитом слухе. И то, и другое развивается при непрерывном контроле со стороны и
сознательном самоконтроле в работе. Чистой интонации надо добиваться работой и
терпением.
Каждый трудный, не удающийся вокально интервал или отрезок
произведения нужно "вынуть" из музыки и спеть на удобные гласные legato,
martellato, а, может быть, транспонировать вниз, вверх (на 1/2 тона, на 1 тон).
Предыдущая Следующая
|