Предыдущая Следующая
Для каждого голоса forte и piano должны быть индивидуальны.
Никогда не надо забывать итальянскую поговорку: "Нужно петь процентами своего
голоса, не пользуясь капиталом".
Результат хорошей вокальной "школы" - это когда мышечный
автоматизм в пении проходит через слуховой "контроль" поющего. Надо с самых
первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически,
но и уметь его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться -
тогда голос зазвучит, заблестит.
Работу надо начинать буквально с одной ноты, но она должна
отвечать всем требованиям вокала.
Несколько первоначальных вокальных упражнений.
1. Проверить свою физическую и психическую готовность к
занятиям. Поем слог: "ва", "ма" или "да". На удобной тесситуре взять один звук и
держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца). По мере
ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью
звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение
помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его
красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.
2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем
piano. Внимание - на ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания.
Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное
положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной
гортанью.
3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о,
э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его
ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных
обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те
случаи, когда на "а" гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной
гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения
вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание
поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.
4. Напевание (мычание) звука "м", чтобы привыкнуть к
правильному положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и
Предыдущая Следующая
|