Предыдущая Следующая
звучность, становится тяжелым, не поддается контролю, выделяется много слизи,
случаются кровоизлияния. Лекарство одно - молчание, отдых.
Требуется бережное, внимательное и серьезное отношение при воспитании и
использовании молодых голосов. В профессиональной деятельности с целью
сохранения здоровья устанавливаются охранные нормы.
Для педагогов, лекторов, экскурсоводов и других
физиологические нормы позволяют использовать голос без ущерба для его качества
не больше четырех академических часов в день с перерывом между ними в 15 минут.
Оперные певцы могут быть заняты в день не больше 5 часов
(для солистов).
Правильное использование физиологических функций
организма предупреждает заболевания.
6. Вред перенапряжений моральных и физических.
Часто возникают профессиональные заболевания при
напряженной и спешной подготовке к конкурсам, спешных вводах в оперные партии,
при неожиданных заменах товарищей в давно неисполняемых партиях. Это происходит
и от неравномерно возникающей физической нагрузки, и от усиленного прессинга на
нервную систему.
Профессиональная гигиена указывает на то, что некоторые
профессии умственного труда можно отнести к категории физического по затрате
физической энергии. Например, оказалось, что игра в течение часа трудной пьесы
на фортепиано сопровождается большей затратой физической энергии, чем
восхождение в течение часа на высокую гору.
7. Никогда не форсируйте звук.
"Не стремитесь удивлять слушателей его мощью. Стремитесь
достигать эффектов при помощи воздушного pianissimo и mezza voce", - советует
профессор Прянишников. Великий французский педагог Дельсарт говорит об этом так:
"Всегда довольно голоса у того, кого слушают".
8. Недопустимо бесконтрольное, многократное пение трудных произведений и
высоких нот.
Это не приносит пользы, а только утомляет и обедняет голос.
Наш известный педагог и врач-гигиенист А.М.Егоров считает, что "пение в
несвойственной голосу тесситуре отрицательно отражается на правильной
координационной работе голосообразовательных систем организма, прививая вредные,
ненужные условные рефлексы и тормозя те, которые воспитывает педагог".
Великий педагог-вокалист М.Гарсиа говорил об этом так:
"Злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо больше голосов, чем
Предыдущая Следующая
|