Предыдущая Следующая
Из повседневной жизни известно,
что степень слышимости звуков, особенно высокочастотных, зависит от
направления, с которого они приходят. Иначе говоря, слух человека обладает
определенной направленностью, особенно на высших частотах. Графически
это может быть изображено в виде кругового графика, или графика диаграммы
направленности (англ. Polar Pattern или Polal
Plot), рис. 9.
Тонкие концентрические линии на
этом графике соответствуют постоянным уровням чувствительности, а жирными
линиями изображается зависимость чувствительности от угла прихода звука. Хорошо
видно, что наибольшая чувствительность человеческого слуха к звукам с частотами
около 4 кГц соответствует приходу звука не прямо спереди, а примерно на 50
градусов в сторону соответствующего уха. Это и объясняет тот факт, что шумы при
стереовоспроизведении обычно заметнее, чем при
монозвучании - шипение из расставленных колонок попросту лучше слышно!
Микрофон подобно человеческому
уху также может неодинаково воспринимать звуки с различных направлений, поэтому
первоначально возникла идея проектировать микрофоны для звукозаписи
таким образом, чтобы их характеристики направленности были похожи на
характеристики направленности человеческого уха. Однако не учитывался тот факт,
что человек постоянно поворачивает голову, благодаря чему форма диаграммы
направленности перестает быть постоянной и приближается к
круговой (точнее, к субкардиоидной). Кроме того,
характеристики направленности у каждого человека свои. Еще более важно то, что
мозг человека автоматически корректирует искажения частотных характеристик,
вызываемые перемещениями головы или источника звука. Как результат, плавные
диаграммы направленности при прослушивании (см. рис. 9) отличаются от диаграмм
направленности собственного уха (рис. 10). Поэтому идея "ухоподобного" микрофона на практике себя не оправдала,
за исключением так называемых "искусственных голов", с помощью
которых делались весьма реалистичные стереозаписи. К
сожалению, прослушивать их можно только через стереотелефоны.
С тех пор название
"капсюль" (capsule) стало общепринятым для
обозначения элемента, чувствительного к звуковым колебаниям (то есть
электроакустического преобразователя). Предыдущая Следующая
|