Предыдущая Следующая
Очевидно, что в разных условиях
применения степень заметности различных недостатков и достоинств
в звучании микрофона будет разной. Именно поэтому часто задаваемый
сакраментальный вопрос "какой микрофон самый
лучший?" бессмысленен, если не оговорены цель
его применения и критерии оценки результата. Стоит также помнить, что правило
"чем дороже, тем лучше" здесь работает далеко не всегда.
Сложность оценки характеристик микрофонов
(и их конструирования), как и любого звукотехнического
прибора, заключается в том, что, с одной стороны, микрофон - такое же
техническое приспособление, как
часы или пишущая машинка, а с другой стороны - микрофон должен звучать, и
звучать хорошо.
Понятие же "хорошего" звука отнюдь не однозначно и
не сводится к какой-то одной характеристике. Рассмотрим следующий пример:
микрофон А имеет почти идеальную частотную
характеристику, микрофон Б - более узкий частотный диапазон, большую
неравномерность частотной характеристики (рис. 4).
Казалось бы, микрофон А
должен при прочих равных условиях звучать лучше, чем микрофон Б. Однако при
прослушивании вполне может получиться обратная картина: большинство экспертов
предпочтёт запись, сделанную с микрофона Б. Дело в том, что микрофон
"слушает" совсем не так, как человек: если человек в состоянии
сосредоточиться на определённом источнике звука (например, солисте, первой
скрипке или фортепиано), то микрофон этой способности лишён, и
"сосредоточиться" за него должен звукорежиссёр. Так, если микрофон
установить в концертном зале там же где сидит слушатель, запись получится
совсем непохожей на "живой" концерт. Во-первых, реверберационные
отзвуки зала в записи будут слышны намного сильнее, чем при непосредственном
прослушивании. Во-вторых, исчезнет или резко исказится ощущение расстояния до
источников звука, исчезнет ясность их восприятия (по выражению Стравинского,
появится "рояль в горле у певца"). В-третьих.... Стоит
ли продолжать?
Чтобы понять причину подобных
недоразумений (и уметь их избегать), нелишне вспомнить некоторые сведения из
акустики и свойств человеческого слуха. Предыдущая Следующая
|