Предыдущая Следующая
В настоящее время цифровые ревербераторы упали в цене, и большинство энтузиастов звукозаписи могут позволить себе приобрести их. Поэтому
использование пластинных и пружинных ревербераторов
сильно сократилось. Преимущество цифрового
ревербератора состоит в том, что он позволяет иметь большой контроль над параметрами реверберации. Кроме того, такой прибор компактен,
не вносит собственного шума в звуковой тракт и
нечувствителен к внешним источникам звука и вибрациям.
Создание
электронного ревербератора - сложное дело, чем просто собрать вместе несколько устройств цифровой задержки.
Исследования показали, что для создания
иллюзии естественной, плотной реверберации требуется, чтобы в секунду
звучало от 1000 до 3000 отдельных отражений. Кроме того, расстояние между отражениями должно быть выбрано крайне тщательно,
иначе результат будет звучать
совершенно ненатурально. Помимо работы с самими отражениями, требуется иметь цифровой фильтр, чтобы придать
отраженному звуку правильные частотные характеристики. Программное обеспечение
такого прибора должно быть достаточно сложным, чтобы можно было выбирать из
нескольких вариантов акустического
пространства.
Создать такой прибор, чтобы он был еще к тому же и недорогим, позволила микропроцессорная технология. В настоящее
время вес модели делятся в основ-
ном на два типа; полностью программируемые и такие, в которых заложены
пре-сеты (эти дешевле). Если сперва изучить работу полностью программируемого прибора, то потом будет легче понять, какие варианты решений
возможны в работе с прибором, содержащем только готовые
программы реверберации. В обоих типах имеется стереовыход; вход либо стерео,
либо моно. Если в вашем ревербераторе моно-вход, не огорчайтесь. В любом
случае, реверберация делается на основе моно-микса
со входов, только необработанный сигнал остается стерео. Это совершенно
приемлимо с практической точки зрения, поскольку реверберация происходит со всех направлений, вне зависимости от положения источника
сигнала в стереопанораме. Поэтому система с моно-входом и стерео-выходом
- то, что нужно.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Как правило, все ваши параметры могут быть изменены в процессе работы: время
прихода первых отражений (pre-delay time), рисунок первых отражений (pattern), их уровень, общее время затухания, подавление высокой частоты.
В более сложных устройствах могут быть дополнительные параметры. Величина pre-delay устанавливает
время между исходным звуком и отражением. Изменяется в пределах- от почти
мгновенного до 0,5 с . Это создает впечатление о размерах помещения и отделяет "сухой"
(необработанный) сигнал от реверберации. Рисунок первых отражений не может быть изменен в таких больших пределах. Обычно есть выбор из нескольких паттернов, имитирующих
разные комнаты, залы, эхо-камеры, пластины. В некоторых случаях можно изменить
уровень первых отражений и
расстояние между ними. Чем больше расстояние, тем больше помещение удается
имитировать. Величина общего времени затухания (overall decay time) определяет,
сколько времени требуется, чтобы реверберация прекратилась после того,
как кончился основной сигнал. Подавление высокой частоты (high frequency damping) позволяет
зделать время затухания высокочастотной состовляющей меньшим, чем общее время затухания. Это
используется для имитирования поглощения
звука в реальном помещении. Предыдущая Следующая
|