Предыдущая Следующая
Как мы уже выяснили, из различных форм сольной музыки,
сольное пение, в определенном аспекте, больше всех удалено от чистой музыки,
потому что все пение несет в своем содержании часть заимствованную извне.
Несмотря на существование песен без слов, что является исключением, строго
говоря, рассматривая вокальную музыку, следует учитывать не только слова, но
все, что она собой представляет.
Если певец является еще и большим художником, то он
художник вдвойне, ибо он обладает музыкальными и артистическими способностями.
Эффективное пение есть форма риторики также как выразительная
риторика является формой музыки. Великий оратор должен иметь не только
что-то от актера, но также обладать слухом для мелодического выражения и ритма,
а большой певец должен быть оратором, актером и музыкантом в одном лице.
Несмотря на это, связь между словами и музыкой так часто принимается как что-то
само собой разумеющееся, что песни редко рассматриваются как ни что иное, чем
чистая музыка. Отсюда наше утверждение, что все композиции вокальной музыки
представляют собой вид программной музыки, может показаться преувеличением
как для музыканта профессионала, так и для невежды. Можно все же утверждать,
что сочувствие, которое находит песня «Дом родной» («Home, Sweet Home»)
основано только на музыкальном воздействии? Совершенно очевидно, что оно
вызывает сентиментальные воспоминания о родном доме у всех, кто не имеет
антипатии. Она исполнялась певцами и со слабыми вокальными данными, но
неизменно вызывала у людей, склонных к сентиментальности, слезы. («Home, Sweet
Ноте») являлась в этом случае не музыкальным, но сентиментальным успехом
мастера; кроме того, это яркий пример совершенного синтеза музыки и слова. В
масштабах высокого искусства отдельно музыка и слово этой песни не представляют
ценности, но вместе, исполненная певцами с артистическим чутьем, она тревожит
сердца слушателей уже; более чем полстолетия.
Однако, некоторые песни программное,
чем другие. Это песни, которые рассказывают фактические истории в словах и
звукоподражательно в музыке, но есть также и такие, которые только копируют
эмоциональное настроение. Обе эти формы известны и распространены. Третья форма
преобладала в предвикторианскую и в Викторианскую
эпохи, но она уже более или менее вымерла. Ее главным отличием была тавтология
и, отсюда, искусственность, которая проступала в большей мере в ариях Генделя,
Мейербера и других. Утверждение зашло бы слишком далеко, если бы было сказано,
что в них между словами и музыкой вообще не было никакой связи, но без сомнения
связь эта была весьма ограниченной. Личиной,
побудившей упомянутых композиторов использовать в своих ариях распевание одних
и тех же слов по гаммам вверх и вниз была совершенно очевидной. Они пробовали
нечто необычное, а именно: пытались обратить вокальную музыку в чистую, но им
удалось только отрывочное и искусственное превращение чистой музыки в вокальную. Этот прием воздействия был настолько
искусственным, что сегодня эта попытка более не предпринимается, так как мы
живем в менее искусственное время, где слишком резкие
разногласия, во всяком случае, в серьезном искусстве нетерпимы, даже если они
еще и продолжают жить в таких развлекательных программах, как музыкальная
комедия. Предыдущая Следующая
|