Предыдущая Следующая
Не нужно думать, что до Греции в Европе музыка не
давалась никоим образом. В определенной степени она существовала и в других
странах, где возникала из молитвы к божеству и вводилась духовенством. Но
Греция была первой европейской страной, приведшей её в состояние относительного
совершенства: она стала искусством, а в определенном смысле даже наукой. Цицерон
писал, что греки «рассматривали искусство пения и игру музыкальных
инструментов, как существенную часть учебы и образования». «Отсюда Греция стала
известной своими сведущими музыкантами, и т.к. все люди там изучали музыку, то
те, кто не был в этом сведущ, считались необразованными и несовершенными». Эта
точка зрения не удивительна, потому что музыка превозносилась в Греции как великими философами, так и поэтами, считалось,
что она имеет божественное происхождение и, что сам Аполлон, вечно молодой и красивый
бог, возглавляет ее.
Несмотря на то, что в Греции нашли свое продолжение
многие аспекты египетской музыки, нельзя утверждать, что греческая музыка вышла
из Египта. Правильнее было бы сказать, что с течением .времени
греки переняли большое количество египетских инструментов и усовершенствовали
их, либо ассимилировали к потребностям собственной тональности. Флейта,
например, изначально произошла из Египта, имела она только четыре отверстия, но
позднее, «Деодор из Фив в Беотии добавил следующие, так же как и боковое
отверстие для губ. Сначала флейта была из тростника, позднее из кости или
слоновой кости». В последующих духовых инструментах/ как. и в Египте, были
распространены простые и двойные дудки, равно как и сиринкс /вид свирели/.Что касалось струнных инструментов, то в Греции имелось
множество лир, арф и китар/вид гитары/. Также имелся и значительный выбор
ударных инструментов. Именно Греции мы обязаны за тамбурин с колокольчиками,
хотя более простая форма его пришла из Египта. При таком инструментарии не
нужно особо подчеркивать, что гармония, даже если и ограниченная, была
составной частью греческой музыки и к этому следует еще добавить связанную с
воздействием полутона, всю смесь из религии и суеверия, которая является
характерной особенностью греческого народа.
После того, как мы описали инструментарий греческой
музыки, вероятно, нужно добавить несколько слов о греческих ладах. Изначально , древние греки имели три основных лада: дорийский,
фригийский и лидийский, но позже число их было увеличено до семи. В пояснение к этим ладам: если бы наша до мажорная гамма игралась
исключительно на белых клавишах от ми до ми, то это было бы соответственно расположению
тонов и полутонов дорийского лада, а если - от ре до ре, то это был бы
фригийский лад и т.д. /1/. Важно также, что греческие философы, строившимся на
этих различных ладах мелодиям, приписывали различные эмоциональные и
этические воздействия. Например, считалось, что дорийский лад внушал смелость,
уважение, почтение пред самим собой и перед законам;
лидийский лад должен был вызывать чувственные ощущения, а фригийский внушал
достоинство, самообладание и покой. Но, к сожалению, эти мыслители, к коим
принадлежали Платон и Аристотель, не были одного мнения о воздействии этих
тонов, что привело к тому, что они упустили некоторые важные Факторы: такие как
используемые инструменты, временные обозначения и т.д. Если мы, например,
возьмем полный перечень оркестровых инструментов и разделим их на четыре
категории, то тогда можно сказать: 1. барабаны и духовые инструменты
воздействуют на физическое, 2. трубки или пищиковые инструменты - на
эмоциональное, 3.струнные инструменты - на ментально-эмоциональное, 4. арфы и
органы - на духовно-эмоциональное. Если, например,
определенная музыкальная тема будет сыграна на духовом инструменте, и,
естественно/ будет исполнена определённым образом и в связи с другими
инструментами займет подчиненную роль, то воздействие
ее вопреки сказанному будет совершенно другим, чем физическое. Подобным же
образом это происходит и с дудочками, с струнными
инструментами. Кто не ощутил чисто эмоционального воздействия приглушённых
барабанов или цимбалы, звук которой извлекается барабанной палочкой на
пианиссимо, тогда как каждый из этих инструментов, если он введен более сильно,
воздействовать будет только на физическое. Предыдущая Следующая
|