Предыдущая Следующая
Когда великие мужи античной Греции приписывали
различным тонам различное воздействие, то предположения эти не были безусловно ложными, даже если и казались таковыми на
первый взгляд. В действительности и мы, исходя из многих наших собственных
утверждений о полутоне и его воздействии на физическое, как и те духовные
философы, можем пробудить впечатление, противоречащее нам самим. Следовательно,
должно быть ясное понимание, что утверждая о
воздействии полутона на физическое, мы ни на мгновение не хотим дать понять,
что он не имеет также НЕПРЯМЫХ воздействий на эмоциональное или духовное.
Разумеется, что абсурдным было бы считать, что какой-либо пассаж из
«Парсифаля», например, воздействует исключительно на физическое тело. Основная
истина, которую следует уяснить читателю, состоит в том, что полутон имеет
общую тенденцию воздействия на , физическом уровне,
или, может быть, лучше сказать- на действия людей на физическом уровне. Точно
также как покорение духа было самой выдающейся чертой в великие времена
древнеиндийской культуры/ так и преодоление материи
стало самым сильно выраженным признаком европейской культуры. Это позволяет,
как мы утверждаем, вернуться к общим и возрастающим воздействиям полутона. И
теперь, когда множество других факторов постепенно стало
связано с этим нашим западноевропейским подразделением тона, то и человек также
достиг того, чтобы вновь заняться проблемами духа, но исходя из другой точки
зрения, и с другой мотивацией, чем его арийские предки. Однако, прежде чем мы будем говорить о музыкальных воздействиях,
связанных с решительным натиском «возврата к богу», как назвали это мистики,
нам предварительно нужно заняться воздействием полутона в его начале.
Достаточно рассмотреть лишь греческую пластику, чтобы увидеть
какую решающую роль сыграло физическое в греческой
культуре. Художник или скульптор имели единственную и совершенно очевидную
цель: изобразить телесное совершенство. Очевидным было и то, что все греческие
искусства не были подвержены влиянию искусства; полностью «выдуманные» они были
продуктом лишь трезвого и бесстрастного рассудка. Если мы, например, сравним
египетскую и греческую живопись, то установим, что так же, как это имеет место
в современных картинах, в ней нет похожести, она изображает природу так, как
она воспринимается эмоциями. О греческой живописи и скульптуре можно утверждать
как раз обратное: они были не только похожи, но если
возможен такой парадокс, даже реалистичнее, чем сама природа. Поэтому
Аристотель был вынужден сделать замечание: «Даже если невозможно, чтобы люди
были такими, какими рисовал их Zeuxis, то все же лучше, что он изображал их в
этом мире так, как пример, ибо пример должен превосходить образец». Это
высказывание является ключевым для общей теории греческого искусства, а именно,
соединение красивого и хорошего, эстетического и этического. Предыдущая Следующая
|