Предыдущая Следующая
Хотя со времени Святого Амбросия церковь была немного
нацелена на то, чтобы развить мыслительные способности христиан, однако, с ней
не было связано ни одного достойного упоминания новшества до тех пор, пока
Святой Грегор Великий /приблизительно на две сотни лет позже/ не стал папой.
Амбросианское хвалебное пение было ограничено тональностями, Грегор Великий увеличил их число до восьми, и это привело к
появлению одноголосного церковного пения: григорианского хорала. Григорианский
хорал служил в качестве вспомогательного средства для Преданности высшему/ кротости и выравнивания мышления церковной общины в
одном направлении. Он способствовал также успокоению эмоции, давая этим
средство для овладения эмоциональным телом. Рассматривая его с музыкальной
точки зрения, можно сказать, что он был очень строгим и простым, чтобы вызывать
приятные чувства, которые пробуждаются действительно мелодичным благодушием, с
другой стороны, дух, захваченный бурными эмоциями, обычно на мгновенье
успокаивается. Мы говорим благоразумно «на мгновенье», так как минует еще
значительный период времени, прежде чем человечество в целом найдет средство
овладения эмоциями. Если мы точно изучим жизнь в средневековье с его похотливой
чувствительностью и грубым фанатизмом, то мы установим отсутствие владения
эмоциями, лучше сказать, страстями, как корень всех его зол. И хотя
григорианский хорал все еще поется в некоторых церквях
область его воздействия сегодня очень сильно ограничена, и только один,
совершенно определённый тип мало дифференцированного вида духа - восприимчив
для него. Отзвук, который он может находить у других, скорее можно отнести к
почитанию традиций, чем внутренней музыкальной потребности. Прежде чем Гвидо
фон Ареццо, который родился в 990 году, ввел свои новшества, вся европейская
музыка на деле была еще так ограничена и скудна, что этим и защитила «свое
средневековое чутье» от забвенья. Гвидо был первым европейским композитором,
употребившим гармоничное звучание аккордов.
Воздействие его музыки было значительным, так как оно
способствовало проявлению гармоничных отношений в домашней и социальной жизни.
Как оно осуществлялось, можно объяснить законом соответствия: как в музыке, так
и в жизни. Во всех композициях с аккордами, или более чем одним певческим или
инструментальным голосом, должна обязательно существовать внутренняя связь,
которая, совершенно естественно, заключает в себе закономерность и порядок,
одним словом - координацию. Музыка, строящаяся на аккордах, на деле есть
музыкальный прототип гармонических отношений между различными единствами, и ее
воздействие состоит в том, чтобы вызвать чувство дружеского расположения. Если,
кроме того, будет еще связь с религией, то результатом будет естественно
дружелюбное направление ума плюс религиозная самоотверженность и набожность.
Инстинктивное познание этой истины имело следствием ввод в богослужения
церковных песен или гимнов. Эти воздействия, строящиеся на аккордах музыки,
особенно Гвидо фон Ареццо, не ограничивались лишь социальными отношениями, до
определенной степени они устанавливали созвучие между ментальным и
эмоциональным телами и вызывали большее согласие между обоими. С этого времени
человек уже не был абсолютным рабом своих эмоций, он уже начал узнавать
преобладание мыслей. Эти оба организма/тела/ долины были, в
определений степени, быть настроены друг на друга и
действовать более вместе, чем друг против друга. Предыдущая Следующая
|