Предыдущая Следующая
Все же смущает противоречие: только за два года,
прежде чем Иозеф Гайдн увлёк лондонскую публику своими веселыми «мелочами»,
началась французская революция; тремя годами позже штурмовались тюрьмы и было перебито двенадцать тысяч людей, среди которых
сотня священников. Отсюда очевидно, что по меньшей
мере во Франции были в действии силы, которые не могла уравновесить
многочисленная «непосредственно, очаровывающая музыка»
Если мы обратимся к французской истории музыки, то
натолкнемся на значительный факт, что во Франции в конце Ренессанса наступило
явное изменение. Если раньше «преобладающей была церковная»
музыка, то теперь органисты и хоровые мальчики, обученные петь в стиле
а-капелла были вытеснены певцами, исполнявшими свои роли в самых дорогостоящих
одеяниях и танцорами, украшенными разноцветными лентами, а сопровождалось их
пение оркестром из обычных инструментов»(4). Итак, когда в Италии еще
возвышались мессы Алессандро Скарлатти(5), заботясь о
распространении религии/ во Франции всему этому пришел конец, и в
контраст звучали прекраснозвучные, легкие мелодии композиторов-клавесинистов,
побуждая не только к разящей шутке и сатирическому остроумию. Еще ранее
известные Жан Батист Люлли, родившийся во Флоренции, но.
живший в Париже француз, содействовал своими
полнозвучными сарабандами, курантами и жигами, дальнейшему распространению светских
эффектов.
Следовательно, мы узнаем, что церковная музыка во
Франции, однажды послужившая инспирации для религиозного мышления, практически
пропала. С ее исчезновением образ мышления был направлен по другим каналам,
либо в прямую противоположность религиозному, либо,
что еще хуже - в то, что только имело название религиозного, а в
действительности было мирским и деспотичным. Отсюда возникает конфликт между
откровенно неверующим скептицизмом и неискренней, лицемерной церковью,
конфликт, в котором, с одной стороны, действовали все видные авторы,
отваживаясь на попытку переворота «духовно-спиритуалистического абсолютизма», с
другой стороны, клерус /духовенство/ боролся за сохранение власти, от которой
не намеревался отказываться. Все это было первой стадией конфликта; вторая
состояла в попытке именитых авторов будущего свалить неограниченный мирской
деспотизм, из чего вышла, наконец, революция. Предыдущая Следующая
|