Предыдущая Следующая
Сноски:
1. Менее едкий вид юмора известных французских салонов
был очень сильно подвержен влиянию грациозных, элегантных танцевальных форм,
которые назывались пьесами для клавесина. Одним из таких композиторов был, как
его называли, великий Куперен /1668 - 1733/.
2. Цитата по Наумену «Иллюстрированная история
музыки». Сравнить также с главой 29.
3. Это не имеет силу для его кантат, а только для
симфоний и камерной музыки и т.д.
4. Его «Времена года» имели совершенно
похожее воздействие как произведения Генделя.
4. Цитата по Наумену «Иллюстрированная история
музыки».
5. Отец Доменико, который особенно знаменит своими мессами.
Глава 35
Краткий обзор о музыкальных воздействиях в Англии
от доелизаветинских времён до Генделя
Если мы будем говорить о гениальности человека как об
особом продукте эпохи, то мы выразим лишь поверхностную часть истины. Кто
принимает учение о реинкарнации, тот знает, что гений есть конечный результат
целого ряда прошедших жизней, и потому родится в определенную эпоху, когда
Высшие Силы и его собственное Я приняли для этого решение. В определенной
степени эпоха есть лишь почва, на которой, в соответствии с Кармой, он может
расти, развиваться или засохнуть. Воздействия музыки могут служить подготовкой
этой почвы, и все же мы не утверждаем, что они могут породить самого гения. Об
этом следует поразмыслить, ибо мы приступаем к рассмотрению тех музыкальных
влияний, которые были действенны до Шекспира.
Давайте вспомним, что способности рассудка получили
значительный импульс через введение полифонии, и, если говорить
в общем, она настраивала на серьезные размышления при слушании произведений
торжественного характера и на подвижность интеллекта своими более легкими
развлекательного характера вещами. Явный прогресс был сделан, как в мировой,
так и в культовой полифонической музыке, приблизительно к 1450 году. Потом
наступила фаза покоя, продолжавшаяся приблизительно до 1480 года - времени,
когда имело место удивительное развитие музыки трех видов: церковной
/торжественное исполненное/, мадригале /смешение торжественного и веселого/ и
камерной музыки /легко и развлекательно-приятно/.
В последнем из названных направлений нашел свое
применение верджинел(1), /небольшой клавесин с четырехугольным корпусом без
ножек/ - щипковый инструмент с металлическими струнами, предшествовавший
изобретению цимбал. Верджинел был менее сильным, но, несмотря на это, он мог вызвать
некоторые из тех же воздействий, что и цимбала. Использовались и другие
инструменты: Предыдущая Следующая
|