Предыдущая Следующая
Конечно, есть люди, которые имеют очень
однозначное представление с том, что есть музыка, а что нет, все же не
нужно мешать их удовольствию распределять те композиции, которые им самим
кажутся ужасными и непонятными в разряд «немузыки», ибо такая догматическая
точка зрения для других людей не является особо интересной. С позиции же
страниц: этой книги все композиционные формы, от самой простой народной песни
до самых трудных диссонантных примеров, будут рассмотрены как музыка. Несмотря
на это, совсем не безинтересно спекулятивное размышление: Вызывают определенные
фазы развития музыки чисто музыкальную реакцию или имеют следствие другие
факторы, которые слушатель не осознает? Некоторые размышления о сути чистой
музыки и психологии сольного искусства могут пролить на эту тему немного света.
Глава 2
ПРОБЛЕМЫ
ЧИСТОЙ И СОЛЬНОЙ МУЗЫКИ.
Употребляя понятие «чистая музыка», мы не имеем в виду
музыкальное направление, которое было бы интересно лишь моралистам, но ту
форму, которая находит исключительно «музыкальный» отклик и в обиходном языке
будет обозначена, как «просто музыка». В понятиях «абстрактная музыка» или
«абсолютная музыка» у нас нет необходимости, так как они употребляются для
того, чтобы обозначить противоположность программной музыке. Как Мы покажем
позже, в вокальной музыке речь пойдет также о Форме последней. Но было бы
неверным заключение, что сольное исполнение на инструменте тоже является формой
программной музыки, хотя наше намерение состоит в том чтобы показать, что сама,
так называемая «абстрактная музыка» может перенимать кое-что для своего
содержания: из внешних вещей и, следовательно, не является полностью «чистой».
Если у кого-то появится сомнение: Существует сольной
музыка в какой-либо форме, которая всегда будет представлять собой «чистую
музыку», этом случае нам хотелось бы предупредить, что не следует очернять этим
нелепым подозрением солистов, как таковых. Если мы, например, можем сказать о
женщине, что она не только умна, но и красива, то это будет не невежеством, а
двойным комплиментом. Этим мы хотим дать понять, что она обладает двойной силой
притяжения. Для всех, кто думал над этой темой, должно быть
очевидно, что и сольная музыка при хорошем исполнении находит двойной и даже
многократный отклик. Если же мы отбросим в сторону все другие
соображения, то останется два момента, которые привлекут внимание публики: один
относится к материальному или к содержанию, другой - к способу или форме.
Но для определенной части публики не имеет значения, что исполняет солист, но
как он это делает, короче говоря, такая публика больше хочет слушать не
музыкальное произведение, а солиста. Предыдущая Следующая
|