Предыдущая Следующая
Если эквалайзерами лучше пользоваться минимально, то
компрессоры надо использовать максимально, особенно, если вы работаете в
современных стилях музыки. Обрабатывать компрессорами надо не только
"живые" треки, но и синтезаторные, если вы хотите получить
действительно хорошее и плотное звучание. Но здесь есть одна тонкость.
Вообще-то любой компрессор, как и эквалайзер, звук портит. Но если подходить к
этой беде с другой стороны и попытаться сей недостаток обратить в достоинство,
то можно добиться многих хороших результатов. Я лично перепробовал огромное
количество подключаемых модулей и подобрал себе те, которые "портят
звук" так, как нужно мне. То есть исходный звук искажается, но
оказывается, что в финальном миксе все звучит так, как надо. Настоятельно
рекомендую присмотреться повнимательнее к компрессорам производства фирмы
Waves: Rcomp для инструментов и Renaissance Vox для обработки голоса. Хотя
могут быть варианты - эти компрессоры лучше всего уживаются с моими микрофонами
(AKG D3900 и Октава МК 319 А) и гитарами. А с другими микрофонами могут лучше
работать компрессоры других фирм.
Теперь об общих принципах работы с компрессорами и
эквалайзерами. Когда я свожу композицию, то у меня перед глазами обязательно находятся
два плагина - анализатор звукового спектра и измеритель среднеквадратичного
уровня (сейчас я пользуюсь модулями из пакета Waves Native Gold Bundle 3.5, а
раньше приходилось прибегать к программе Spectralab). На анализаторе очень
хорошо видны частотные полосы разных инструментов и частотная полоса голоса.
Фишка здесь проста - надо сделать так, чтобы голос (или солирующий инструмент)
явно выделялся в миксе, и его не перекрывали бы другие аккомпанирующие
инструменты. Иногда даже приходится менять аранжировку - после того, как
глянешь на картинку спектроанализатора, становится понятно, что голос сюда
"не полезет". Измеритель среднеквадратичного уровня нужен для того,
чтобы "не пережать" инструменты компрессорами. Если вы собираетесь
делать мастеринг своих вещей, то лучше сделать так, чтобы среднеквадратичный
уровень микса не превышал значения минус 15-17 дБ. На мастеринге его подтянут
до минус 10-12 дБ, но уже с помощью многополосных компрессоров и лимитеров. Но
делать это лучше уже в контексте звучания всего альбома. А если вы никогда не
имели дела с этими двумя измерительными "приборами", то лучше сначала
внимательно посмотрите, как они работают на примере фирменных записей. Кстати,
я частенько слушаю разную музыку со спектраанализатором перед глазами - приятное
сочетается с полезным.
Предыдущая Следующая
|